Часть 2: Общие принципы работы с пережившими травму
Распознавание травмы
Несмотря на то, что в анкете я прошу моих клиентов отметить их проблемы в списке, включающем и травму, это слово редко отмечают. Я полагаю, травма настолько распространенное явление, что мы даже не распознаем ее как таковую. Несколько лет назад, во время сессии с новой клиенткой, мне стало интересно, почему она кажется мне такой «оторванной от действительности», и я спросила, не было ли у нее какой-либо травмы. Она сказала, что не может припомнить ничего такого. Но через некоторое время она отчетливо вспомнила, что однажды ее дядя гонялся за ней и ее матерью по дому, стреляя в них… «Это травма?» - спросила она.
Я была тогда, конечно, потрясена, но постепенно я стала осознавать, что отрицание и минимизирование – одни из основных способов, с помощью которых люди справляются, проживают травму и двигаются дальше. Они могут даже полностью забыть отдельные события или целые куски жизни. Это встроенные инструменты выживания нервной системы; люди выбирают их неосознанно и часто даже не знают, что эти инструменты у них задействованы. Розен-метод помогает им осознать эти привычные способы выживания и увидеть связь между событиями в прошлом и проблемами в настоящем.
Симптомы травмы развиваются в том случае, если нервная система человека подавлена и не достаточно ресурсов, чтобы привести ее в порядок. Без необходимых ресурсов паттерны выживания срабатывают так, что клиент даже не осознает этого. Мои клиенты в целом хорошо приспособлены и могут даже не рассматривать себя как переживших травму; тем не менее, они жалуются на тревожность и неуверенность в себе, фибромиалгию, боли в спине и другие физические недомогания или говорят, что застряли в каком-то аспекте своей жизни и не могут двигаться дальше. В ходе терапии мы часто натыкаемся на какое-нибудь невыносимое воспоминание, как определяет травму Маккарди. Это может быть единичный инцидент, который никто не воспринимает как травмирующий для человека, или это может быть доминирующая атмосфера небезопасности дома, в школе или на работе.
Травматичная реакция может запуститься даже от «обычных» событий, со многими из которых можно было бы справиться, если бы у человека была социальная поддержка. Но многие из моих клиентов пережили ужасные вещи, которые прошли под видом обычной жизни, незамеченные и не рассказанные никому. Люди терпели школьного хулигана, который наносил им телесные повреждения, поднимали с проезжей части мертвецки пьяного отца, ходили к зубному врачу с блудливыми руками. Эти клиенты прожили годы, не зная, что именно этот их опыт мог стать причиной развития симптомов травмы, просто потому что он был такой непримечательный в контексте их жизни или потому что это случилось очень давно.
Также есть те, кто не переживал одномоментную травму, но жил с недостатком внимания, словесным насилием или в условиях постоянной критики, нападок. Они винят себя за свои трудности даже больше других, потому что с ними «ничего не случалось», так что они якобы не попадают в эту категорию. Они хорошо знают, что другие испытывали насилие, бедность и катастрофы; по сравнению с этим постоянно принижающие достоинство родители кажутся банальностью. Даже если их разум говорит им, что у них не может быть посттравматического стресса, их тела подтверждают это, когда это проговаривается и называется. Одна клиентка, которая не могла почувствовать никаких эмоций, спросила в отчаянии: «Что со мной не так?» Я предположила, что она пытается восстановиться от травмы. Она моментально расплакалась, и ее диафрагма расслабилась.
Некоторые, как я когда-то, не знают, что они пережили травму, потому что не знают о вторичной травме, которую получают свидетели или неоднократные наблюдатели травм других людей, особенно любимых ими.
Зная симптомы посттравматического стрессового расстройства
Многие из переживших травму не знают, что не все живут так, как они, и переживают то же, что и они. Или бывает наоборот: некоторые их симптомы настолько тяжелы и невыносимы, что они думают, они одни такие в своем «безумии». Когда я получила сертификат, я посетила двухдневный семинар по травме в розен-методе. Нам дали официальный, действующий на том момент (1996 год) список симптомов ПТСР (посттравматического стрессового расстройства) (см. Таблицу 1) из «Руководства по диагностике и статистике». У меня были практически все, и я удивилась, потому что меня даже родители не шлёпали, не говоря уж о чем-то похуже. В списке людей, у которых может быть ПТСР, «Руководство по диагностике и статистике» приводит и тех, кто получил вторичную травму.
Момент истины: мои родители, бабушки и дедушки пережили геноцид, так же, как и мои тети, дяди и двоюродные братья и сестры – по сути, все армяне, которых мы знали. Геноцид. Гражданская война. Революция. Истории о зверствах были привычным разговором за обедом, когда мы собирались с другими армянами. Травма была моим наследством. Когда я еще не знала, как развивается нервная система (см. Фогель, 2009), я называла это «впитать страх с молоком матери». Если этого недостаточно,
Пример проявления симптомов ПТСР: флешбэки
Мы не всегда осознаем что то, что мы чувствуем, может отражать симптомы ПТСР. Я видела, как это происходит с флешбэками - формами вторгающихся, навязчивых воспоминаний. Здесь полезно знать, как проявляются флешбэки, потому что они могут случаться у клиентов, даже если они не помнят травму. Часто флешбэки приходят не с образами или воспоминаниями, а с чисто телесными ощущениями, эмоциями и иррациональными мыслями. Мы все понимаем, что у ветеранов войны, например, реакция может запуститься от громкого звука, но они, по крайней мере, знают, что были на войне. Представьте себе, как пугающе было бы, если бы вы не помнили какого-либо насилия в детстве или другой травмы, и вдруг в самых обычных обстоятельствах на вас обрушились бы мысли и чувства, которых вы не понимаете.
Когда я впервые встретилась с клиенткой, назовем ее Мери, она рассказала мне о событии 25-летней давности, которое продолжало её преследовать. Она увидела обветшавшую хижину в лесу, и ее «накрыли» темнота и отчаяние. Мысли были для нее необъяснимы: с чего бы от вида избушки хотеть сложиться пополам и вывернуть наружу содержимое кишечника? В чем смысл всего, если в конечном счете ты просто умрешь? Она спрашивала себя, кому приходят в голову такие мысли. Только сумасшедшим, ведь так? И почему она провела следующие 25 лет, цепляясь за жизнь ногтями, как будто вот-вот упадет в пропасть?
Мери было десять лет, когда на нее жестоко напал ее взрослый брат. Она не могла защищаться или убежать и впала в оцепенение, окаменела от страха. Нападение продолжалось, и она «сложилась», рухнув в беспомощность. Когда насильник наконец ушел, но помощь не явилась, часть ее, настроенная на выживание, встала, как призрак, поднявшийся из тела. Эта часть (позже названная «человек, переживший травму») продолжила жить жизнь человека как зомби, совершая какие-то действия, движения, зачастую очень убедительно. Тем временем травмированная девочка все еще жила где-то глубоко во взрослом теле, она была охвачена ужасом и беззвучно кричала. Она - прямо под диафрагмой, которая оставалась привычно зажатой, как в тисках.
Мери говорила про себя, что она словно «живет внутри оргстекла». Питер Левин сказал бы про ее жизнь так:
… недавние открытия в области эпигенетики… показали, что изменения в контрольных молекулах, регулирующих экспрессию гена, может также играть важную роль в этой передаче паттернов общения между поколениями. Например, опыт крайнего стресса в одном поколении может передаться через гаметы, яйцеклетку и сперму таким образом, что у будущих поколений способность управлять стрессом будет ослаблена (Дэниэль Сигел, 2012, с. 2-3).
Представьте себе мои мысли и чувства, когда оказалось, что моя «нормальная жизнь» - сплошной список симптомов ПТСР из «Руководства по диагностике и статистике», которые описаны в Таблице 1 ниже. С самого детства моя жизнь была такой. До определенного момента своего обучения розен-методу я не осознавала, что она отличается от других. Я начала спрашивать друзей, реагируют ли они на разные явления (новости, звуки, финансовые проблемы и пр.) так, как я. Нет. Однажды, когда я жила в квартире в Рочестере, штат Нью-Йорк, я услышала оглушительный взрыв и увидела, что на улице сыплются большие хлопья пепла. Я в панике позвонила подруге и услышала свои слова: «Если я выбегу, они будут стрелять?» Что? Я с ума сошла? Это еще откуда взялось?
Из семейных историй - вот откуда, и из эпигенетики. То, что я почувствовала внутри тогда, сейчас помогает мне понимать моих клиентов, переживших травму. Если они не помнят или минимизируют свои травматические события или не знают о вторичной травме, триггером для них может выступить самая невинная мелочь, и они не поймут, почему они вдруг «сходят с ума». Практику необходимо знать эти симптомы и иметь возможность их распознать.
ТАБЛИЦА 1: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР)
Хотя травмированные люди не остаются физически парализованными, они пропадают в своеобразном тревожном тумане, хронической частичной отключенности, диссоциации, затяжной депрессии и оцепенении. Многие способны зарабатывать на жизнь и/или заниматься семьей, находясь в состоянии некой «функциональной заморозки», которая сильно ограничивает их способность наслаждаться жизнью (Левин, 2010, с. 52).
В самом начале своего процесса в розен-методе Мери в отчаянии размышляла о том, может ли что-то избавить ее от оргстекла. Придерживаясь этой метафоры, я чувствовала, что моя задача – растопить это оргстекло любовью. «Любовь – это встреча в субъективном эмоциональном настоящем двух воплощенных в теле существ, обнажающих свою уязвимость/ранимость» (Фогель, 2009, с. 278). Любовь, контакт и присутствие явились растворителями, и я смогла напрямую говорить с травмированным ребенком, к которому наконец-то, наконец-то кто-то пришел на помощь. Она говорила мне вещи, которые взрослый говорить не мог.
Во время того первого визита Мери упомянула сексуальное насилие, но лишь вскользь. Однако, полнейшая физическая и эмоциональная подавленность этим эпизодом с лачугой была в точности похожа на то, что описывали мне люди, осознававшие, что у них был флешбэк. Поэтому я предположила, что это могло быть тем, о чем я думала: флешбэком о событиях, которых она не помнила во время самого флешбэка. Он и стал дверью, за которой лежал долгий путь к исцелению от жестокого и пугающего детства.
Физиология саморегуляции как результат сессий розен-метода
Три кита розен-метода – прикосновение, слова и внимание к дыханию – черезвычайно важны для исцеления травмы. В этом разделе я объясню, как они работают. Розен-практики сочетают использование этих элементов особым способом, повышающим осознанность и интеграцию.
Симптомы травмы не только «в голове». Травма наносит физиологический ущерб и может спровоцировать изменения в мозге, нейрогормонах, органах и клетках. «Память травмы настолько же присутствует в чувствительных рецепторах, в коже и в мышцах, насколько в мозге» (Фогель, 2009, с. 259). Поэтому терапевтический подход, не включающий в себя тело человека, неполноценен. Точно так же работа с телом, не ведущая клиента к осознанному самоосмыслению, неполноценна для исцеления от травмы. Телесное самоосознание – это «способность обращать на себя внимание, чувствовать свои ощущения, эмоции и движения в реальном времени, в настоящий момент, без посреднического влияния оценочных мыслей…» (Фогель, 2009, с. 1-2).
Фогель описывает восстановительную природу телесного самосознания так:
Для того чтобы разобраться с прошлым, травмированным людям нужно активировать… их способность к самонаблюдению. Терапия призвана помочь им развить глубокий интерес к их внутреннему опыту. Этот интерес является основополагающим элементом в обретении навыка определять свои физические ощущения и переводить свои эмоции и ощущения на понятный язык – понятный прежде всего им самим (Огден, 2006, с. xxvi).
Диссоциация во время травмы мешает островку головного мозга и гиппокампу связать воспоминания в целостные блоки, в то время как внимание к травме способствует их переходу в долговременную память… Воспоминания могут… являться чрезвычайно яркими вспышками с тревожащими сенсорными подробностями, флешбэками, чувством паники, злости или страха, и все это внезапно, навязчиво и пугающе, кажется, что они появляются из ниоткуда, и их невозможно упорядочить в концептуально-автобиографическое самосознание… Травматическое событие как будто «заперто внутри» из-за того, что нереализованные и не интегрированные потребности, а именно – неспособность действовать так, как человек ожидал от самого себя, - в каком-то смысле… держат нейронную сеть в заложниках (Фогель, 2009, с. 258-259).
Прикосновение и связь в розен-методе как необходимые компоненты исцеления
Эффективность розен-практика полностью зависит от глубины связи с клиентом. «Выздоровление может произойти только в контексте отношений; оно не может произойти в изоляции» (Херман, 1992, с. 143). Потеря связи с другими людьми или с собственным телом характеризует реакцию на травму, Поэтому чрезвычайно важно восстановить эмпатический резонанс. Во время эволюции люди развили потребность в безопасных, заботливых связях которые помогают во многих вопросах: начиная от развития нервной системы в младенчестве до восстановления уравновешенности в своем теле и мыслях во взрослом возрасте (Грин, 2014). Прикосновение в розен-методе воплощает в себе не столько манипуляции или какие-то действия с клиентом, сколько встречу, слушанье и принятие. В своей книге «Прикасаясь к телу, трогаешь душу. Как прикосновение влияет на природу человеческого бытия» Сандра Вутен ввела термин соматический резонанс, определив его как «соответствие, имеющее место при мягком терапевтическом (розен-) прикосновении, между клиентом и практиком, позволяющее обоим стать более внимательными и восприимчивыми к внутренним процессам» (Вутен, 1995, с. 24).
«Нельзя недооценивать роль межличностного контакта, способствующего изменениям внутреннего физиологического состояния другого человека (через вовлеченность в личную беседу и через подходящее данной ситуации прикосновение) (Левин, 2010, с. 107). Любовь, прикосновение и сопричастность - настолько сильные физиологические потребности, что их отсутствие может вызвать травму и даже стать причиной смерти, как указала Эшли Монтегю в своих отчетах о младенческой смертности в детских домах (Монтегю, 1978, с. 76-79).
Когда розен-терапевты прикасаются к клиентам, они создают условия, позволяющие клиентам расслабиться и отдаться атмосфере подлинного понимания и приятия другим человеком. Возникает такой контакт двух тел и двух разумов, который противоречит опыту травмы. В своей статье «Резонанс, регулирование и коррекция. Точки соприкосновения розен-метода и расширяющейся области нейрологических исследований» Доротея Хроссовик приводит исследование, в котором раскрывается эта тема и приходит к выводу: «Взаимоотношения регулируют и налаживают наше неврологическое и физиологическое здоровье, посредством целительного каскада системы контактов между людьми» (Хроссовик, 2009, с. 9). В розен-методе врожденная потребность в любви и безопасности находит отклик и приятие, и система (прим.: англ. bodymind; буквальный перевод – тело-ум) клиента получает возможность исцелиться.
Я использую слово система (прим. включающее тело-ум) в этой статье, потому что оно лучше всего описывает, кто мы есть, и как мы функционируем. Как пишет Кэндис Перт, «ваш мозг настолько хорошо связан с остальным телом на молекулярном уровне, что я бы обозначила психосоматическую сеть, через которую интеллектуальная информация передается от одной системы другой, термином «мобильный мозг» (Перт, 1997, с. 189). А значит «интеллект располагается не только в мозге, но и в клетках, распределенных по всему телу, и… традиционное отделение ментальных процессов, включая эмоции, от тела больше не состоятельно» (Перт, с. 187).
Поскольку нежеланное прикосновение – это зачастую составляющая часть насилия, может оказаться, что клиенты либо совсем не хотят никакого прикосновения, либо принимают его, но, сами того не осознавая, диссоциируются от него (отстраняются). Например, одна клиентка годами ходила на массаж, не присутствуя при этом по-настоящему в своем теле; когда наступила пора розен-метода, мне приходилось чутко отслеживать моменты, когда она оставалась присутствующей и действительно соединенной, и когда она «уходила». Клиент решает когда, где и как долго я могу прикасаться, но в моей ответственности не дать ей закрыться при прикосновении, не осознав этого, или проигнорировать поднимающийся страх. На самом деле, вхождение в контакт со своим страхом – это именно то, что и должно произойти. Я отстраняюсь лишь настолько, насколько мне нужно, чтобы помочь клиентам сохранять присутствие и осознавать, что они чувствуют и что им нужно.
Переживая последствия травмы в молчании и изоляции, клиенты могут и не знать, что им нужны вы или кто-то еще. Иногда в моей работе меня посещает чувство, что клиент пытается «провести» сессию один. Он старается «быть хорошим клиентом», рассказывает истории и даже, может быть, чувствует свои чувства, но все эти усилия происходят без вступления в контакт с практиком. Это то, к чему пережившие травму привыкли: полагаться лишь на себя. Они даже не осознают, что делают это. Практик должен дать им это увидеть и научить, как может быть по-другому: «Попробуй почувствовать мою руку. Какие у тебя при этом ощущения?» Они могут подумать, что вы меняете тему разговора или задаете вопросы не по существу. Когда вы будете настаивать, что это важно - установить между вами связь в настоящем моменте, им будет сложно поверить вам. Может быть, именно тут будет хорошо объяснить им, как прикосновение и связь могут изменять память, – об этом я расскажу в следующем разделе. Иначе они продолжат рассказывать свои истории и изображать эмоции без каких-либо настоящих изменений в теле и психике.
Трансформация и регулирование сетей памяти
Давайте посмотрим, как образуются воспоминания. Чем травматические воспоминания отличаются от других и как их можно встроить в целостную систему наших воспоминаний? Мы знакомы с повествовательной памятью, с помощью которой мы передаем события жизни. Это автобиографическая, декларативная, или эксплицитная память. Она формируется частью головного мозга, которая называется гиппокампом, и входит в состав нашего концептуального самосознания, нашего сознательного представления о себе. А есть разновидность памяти, которая может быть не осознанной, а внутренне присущей, содержащейся в теле. Например, память о том, как ездить на велосипеде или играть на музыкальном инструменте. Это имплицитная память. Такого рода воспоминания ощущаются в соответствующих частях тела, но не определяются никакими словами. Эмоциональные воспоминания похожи на имплицитные воспоминания. Они размещены в островке (центральной доле)головного мозга и других его частях. Зачастую оба типа воспоминаний посещают нас одновременно, и мы жестикулируем и воспроизводим эмоции что-то рассказывая.
Проще говоря, гиппокамп помогает вам разместить воспоминания во времени и пространстве, а островок соединяет их с корой головного мозга, ответственной за мыслительный процесс. Увы, во время травматического события нормальное функционирование этих частей мозга нарушается. Алан Фогель описывает то, что происходит так:
Все это – полная противоположность жизни с симптомами травмы.
Как писал Бессел ван дер Колк, один из ведущих исследователей посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), «единственная часть сознательного мозга, способная влиять на эмоциональные состояния…, – это часть, которая участвует в процессе самонаблюдения - интроспекции (то есть, в обращении внимания на внутренние состояния организма)» (Огден, 2006, с. xxv). Заметьте, как его описание необходимых мер согласуется с самой сутью розен-метода:
Оно позволяет нам ощущать себя в полной мере, без подавления чувств, и в то же время оставаться в зоне эмоциональной безопасности; оно порождает доверие к себе и способность соответствующим образом и эффективно реагировать на текущие ситуации; оно помогает нам делать выбор, исходя из наших собственных нужд и ценностей и использовать других людей в качестве ресурса; оно является обязательным условием для творчества и вовлеченности. Более того, эта способность быть по-настоящему собой открывает межличностные и духовные грани сострадания, прощения и благодарности (Фогель, 2009, с. 294).
Этот процесс гасит выученный эмоциональный ответ на корню, не просто подавляя его… а фактически размыкая нейронные связи, удерживавшие его на месте, а затем стирая его из нервной системы… Что требуется мозгу… это тот же трехступенчатый процесс [на примере рассмотренных десяти биологических видов, включая человека]: повторная активация эмоционального отклика, раскрытие размыкание удерживающих его синапсов, а затем создание нового научения, которое стирает, переписывает и замещает разблокированное знание о травме (Эккер, 2013, с. 21).
В наших телах есть нейротрансмиттер, который называется гамма-аминомасляная кислота, или коротко ГАМК, который нас умиротворяет и вызывает чувство удовольствия и комфорта. «Исследование показывает, что волокна, содержащие ГАМК – в буквальном смысле волокна комфорта – [растут] из орбитофронтальной коры головного мозга в наполненное страхом миндалевидное тело [часть лимбической системы, которая распознает угрозу и обрабатывает страх]. Такой тип вертикальной интеграции… передает нейронную сеть, содержащую образы травмы, в объятия межличностной заботы» (Баденох, 2008, с. 317). Даже когда люди помнят пережитое, это воспоминание хранится отдельно от «эмоционального знания», которое они извлекли из него: о том, что они никчемные, беспомощные, невидимые и о том, что мир никогда не бывает безопасен. Эти эмоциональные проявления воспоминания изменяются, не изменяя само воспоминание о событии (Эккер, 2013, с. 21).
Другими словами, применительно к розен-методу: когда клиент лежит на столе и к нему безопасно и внимательно прикасаются, он или она чувствует присутствие практика, который не делает больно, но контейнирует, защищает ее и регулирует процесс. Недостаточно словами заверить в безопасности; прикосновение создает конкретный опыт безопасности. Таким образом, «оргстекло» тает в достаточной степени, чтобы тело начало раскрывать то, что подавляло: дрожь, непереносимый страх, слезы, желание бежать, сопровождаемое ощущением себя в ловушке, и т. д. В прежнем опыте при возникновении этих ощущений и чувств, клиент оставался в опасности, его или игнорировали или продолжали надругательства: кричали, наказывали, прогоняли «заботливые близкие». Вместо этого клиент чувствовал прикосновение и заботу, которые вызывают выброс окситоцина -нейрогормон, успокаивающий возбужденную нервную систему. «Если этот новый опыт нашего «Я» во взаимоотношениях омыт окситоцином; если в эту долю секунды переписания информации на более позитивную, мы «чувствуем» что находимся в безопасности, лелеемы и любимы достаточно сильно, то подкрепленное окситоцином ощущение своего «Я» во взаимоотношениях вступит в противоречие и перевесит старое негативное послание или сценарий» (Грехэм, 2010, с. 5).
В нескольких случаях клиенты осознавали этот процесс, не понимая, что произошло на неврологическом уровне. Один клиент повторял много раз за сессию: «Что-то в глубине меняется». Однажды Мери (представленная ранее) испытала очень яркое «перепроживание», заставившее ее сесть на столе. Однако с ней была любовь и контейнирование со стороны ее розен-практика (плюс это происходило в рамках интенсива, что тоже создавало контейнер безопасности) – в точности те условия, о которых говорил Эккер. Мери описывала результат так:
Это объясняет флешбэки и ощущения клиентов, в которых они как будто заново переживают в настоящем времени травмировавшее их событие. Также становится понятной соматизация симптомов. Пережившие травму не смогли ни дать отпор, ни убежать, поэтому в ногах и руках много напряжения; они не могли кричать, плакать или говорить, поэтому шея, челюсть и горло не в порядке; они не могли дышать, и поэтому грудь или живот напряжены. У перенесших травму людей может быть целый ряд болезней и болей, проблемы с пищеварительной или выделительной системами, головокружение и другие физические симптомы, которые современная патология и традиционная медицина не могут объяснить.
Фогель называет тип памяти, который ощущается как «проживание заново» задействованной памятью (памятью участника), поскольку это переживание, а не история. Цель в том, чтобы «переписать» это воспоминание в автобиографическую память. К счастью к островку можно проложить новые нейронные пути, а гиппокамп – одна из частей мозга, которая даже во взрослом возрасте может выращивать новые нервные клетки. Помните, что именно этот участок мозга может организовывать сенсорные впечатления в связные события, произошедшие в определенное время в определенном месте и имевшие начало, середину и конец. В результате травматические события могут быть интегрированы в целостную структуру человека и станут понятной, постижимой частью истории жизни этого человека. Реакции на травматическое воспоминание будут проявляться слабее и слабее, либо совсем перестанут запускаться и выбивать человека из колеи.
Исследователи, работающие с животными и людьми, обнаружили, что «каждый раз, когда воспоминание вызывается, в мозге разрывается несколько химических связей, являющихся частью его физической основы. Как следствие, воспоминание делается неустойчивым на короткий промежуток времени, после того как оно было вызвано» (Дингфельдер, 2010, с.1, цитата из Джозефа ЛеДу). В промежутке нестабильности, длящемся от десяти минут до шести часов, мозг может получить новое знание.
На той сессии ко мне пришло телесное воспоминание о том, как насильник сидит на моей груди; я не могла дышать. Я села от этого. Я думаю, это было встречено и воспринято с любовью – травма поднялась, и любовь соприкоснулась с ней – поэтому я в ней не застряла. После этого у меня было столько энергии, что мне нужно было пройтись. На улице как будто изменился свет, небеса раскрылись для меня. Я чувствовала расширение, открытость в области грудной клетки, заземленность. Я опустилась в свое тело.
Много позже я спросила ее, были ли какие-то долгосрочные эффекты от той сессии. Она сказала: «В долгосрочной перспективе – очень долгосрочной для меня, потому что травма была огромная – этот опыт был необходим, чтобы продолжать двигаться к исцелению. У меня продолжают происходить новые моменты соединенности с телом и ощущения себя в нем. Они длятся недолго, но каждый раз, когда они происходят, они дают информацию для настоящего и для будущего. Они случаются чаще и длятся дольше, и это намного лучше, чем, если бы этого вообще не было».
Меня поражает еще одно явление, о котором рассказывали по меньшей мере две клиентки, после того как они ощущали так называемое «переписывание». У одной был сон, у другой наяву возник образ, который она не поняла: какая-то паутина или сеть, нити, пытающиеся соединиться, хаотически мигающие огни. Оба их описания вызвали в памяти виденные мной изображения нейронных сетей и синапсов. Одна спросила: «Это выглядело так пугающе и беспорядочно, но почему же я почувствовала себя хорошо, когда увидела это?» Вскоре после этого у нее была сессия, на которой она смогла рискнуть погрузиться в свою самую глубокую боль, и она обнаружила, что у боли есть начало, середина и конец, все длилось пять минут. Я делаю вывод, что люди могут в достаточной мере осознавать себя, чтобы почувствовать и «увидеть» работу своего мозга, и что, когда новые нейронные связи созданы, «несколько часов, дней, недель спустя» (как сообщила эта клиентка) у них «появляется доступ к новым мыслям, появляется способность создавать связи, которых раньше я никогда не создавала».
Почему диафрагма так важна
Представьте, что вас что-то внезапно напугало. Что делают ваши скелетные мышцы и диафрагма? Они сокращаются. Они сокращаются, чтобы контролировать эмоции, а также для мобилизации. Предположим, на вас напали: гормоны стресса учащают сердцебиение и дыхание; они дают сигнал вашим мышцам двигаться. Вам нужно больше кислорода. Именно для этого существует такая крепкая связь между диафрагмой и лимбической системой, областью мозга, которая регулирует эмоции и память. Теперь допустим, что вы отпугнули нападающего, сбежали или были спасены. Уф! Может быть, сейчас вас охватят чувства, касающиеся этого события, вы задрожите, заплачете или рассердитесь. Дыхание уже может снова замедлиться, и вы начнете расслабляться. Скоро ваше хорошее самочувствие восстановится. Событие станет воспоминанием, вы сможете рассказывать о нем. Долгосрочных эффектов от него нет.
А что если дела пойдут не так хорошо? И что, если вы находитесь в опасности на протяжении длительного времени? Если у вас нет условий для восстановления, например, немедленной помощи, тогда ваша система (тело-ум) будет проживать совершенно другой процесс. В миндалевидном теле, ответственном за распознание опасности, происходят изменения, и оно становится более чувствительным к угрозе. Вдобавок к этому оно постоянно остается «включенным», потому что нервы от вашей сокращенной диафрагмы сообщают ему, что угроза еще существует, даже если это не так. Это, в свою очередь, заставляет ваш мозг искать и находить опасность в настоящем времени, спустя продолжительное время после того, как травматическое событие прекратилось. В этой замкнутой петле ответной реакции, пока миндалевидное тело будет определять опасность, диафрагма не сможет полноценно двигаться.
Получение достаточного количество воздуха – не единственная причина, по которой свободно двигающаяся диафрагма важна. Во время травмирующего события наши тело и разум как единое целое не замедляются, чтобы дать нам подумать, какие эмоции мы испытываем. Иногда мы даже отвечаем на угрозу до того, как осознаем ее. Понять, что мы чувствуем, находится вне приоритета; достичь безопасности или закрыться – вот что самое важное в этот момент.
Пока диафрагма сокращена, нам сложней узнавать и отвечать на свои собственные внутренние состояния, эмоции и потребности. Мы отрезаны от нашего Настоящего «Я».
Чтобы разорвать эту петлю ответной реакции, диафрагме нужен импульс извне, позволяющий привести ее в более расслабленное состояние. А значит, нашим телу и разуму как единому целому нужно ощутить безопасность и эмпатическую связь, что и предоставляет розен-прикосновение. Недостаточно «знать» в голове, что угроза миновала и мы в безопасности. Тело не прожило это по-настоящему, и оно не поверит разуму, потому что то, что случилось с ним во время травмы, физиологически не изменилось и не преобразовалось.
Радует то, что благодаря новейшим исследованиям мы узнали, что мозг и нервная система не статичны, а могут изменяться с новым опытом. Условия, созданные на сессии розен-метода, позволяют телу воспользоваться этой нейропластичностью. Осознанное прикосновение вызывает каскад эффектов: оно активирует парасимпатическую нервную систему, которая приводит тело и разум как единую систему в более отдохнувшее, расслабленное и восстановленное состояние. Тем самым оно понижает уровень кортизола, связанного с симпатической нервной системой, и повышает уровень окситоцина, активирующего парасимпатическую систему. Окситоцин – это гормон и нейромедиатор, стимулирующий чувство связи, заботы и благополучия. Вместе с этим, окситоцин понижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений и задействует способность тела к самовосстановлению. Происходят и другие физиологические изменения (я привожу обобщенный список, более подробно см. у Фогеля, Хроссовик и Грэхем):
– Количество рецепторов окситоцина в мозге увеличивается.
– Перегруженные связи между миндалевидным телом и передней поясной корой (участками мозга, ответственными за чувство страха и угрозы) успокаиваются, и мир перестает постоянно казаться пугающим.
– Активизируются зеркальные нейроны в теменной доле головного мозга, возбуждающиеся, когда мы видим, как кто-то делает движения, которые мы тоже можем сделать. Они помогают клиентам ощущать размер, форму, расположение, границы своего тела и взаимоотношения между частями тела.
– Гены, контролирующие действие гормонов стресса, становятся «выраженными» или включенными.
Проще говоря, наши тела вовлекаются в переживания и деятельность, связанные с защитой, больше, чем в переживания и деятельность, связанные с эмоциями, которые мотивируют защиту. Эмоциональная составляющая с относящимися к ней воспоминаниями, образами и мыслями не сразу становится доступна для нашего восприятия и осознания (Грин, 2013, с. 17).
Во время исследования людей с ПТСР на позитронно-эмиссионном томографе их целенаправленно провоцировали, в результате «наблюдалось усиление кровотока (перфузии) в областях правого полушария, которые связаны с эмоциональными состояниями и возбуждением автономной нервной системы. Более того, происходило одновременное снижение потребления кислорода в поле Брока, область в… коре головного мозга, ответственная за подбор слов для описания внутреннего опыта. Это может объяснить наблюдение, что травма порой приводит к «немому ужасу». У некоторых людей это влияет на способность облекать чувства в слова, оставляя эмоциям единственную возможность быть беззвучно выраженными в различных телесных недугах» (ван дер Колк, цитируемый Маккарди, 2007, с. 32).
Это одна из причин, по которой клиенты розен-метода могут обратиться к нам из-за физических проблем и почему они не могут осмысленно увязать эти симптомы с эмоциональными переживаниями или не могут разглядеть связь одного события с последующими или со своим поведением. Они не могут найти слова для озвучивания внутренних переживаний, и это одна из тех проблем, с которыми мы, как розен-практики, можем им помочь.
Цель эффективного исцеления – сочетать образы и эмоции, которые они вызывают, с мыслительным процессом, и это осуществимо только при задействовании вербальной системы. Как сказал ван дер Колк, «внезапная, пассивно перенесенная травма будет постоянно перепроживаться, пока человек не научится помнить одновременно свою эмоциональную реакцию (аффект) и свои мысли, связанные с травмирующей ситуацией, через доступ к языку» (Маккарди, 2007, с. 33).
Розен-практики используют слова так же, как руки: они устанавливают контакт, создают контейнер, исследуют, встречают, отражают и углубляют. То, как мы говорим, похоже на то, как мы прикасаемся. «Слова… становятся не столько базовым приглашением для отношений, сколько проявлением сонастроенности» (Баденох, 2008, с. 6). Смысл в том, чтобы поговорить не с разумом человека, а с ним целостным, во всем единстве его тела и разума. Поэтому мы избегаем анализа, суждения, интерпретации и раздавания советов. Вместо этого мы направляем телу утверждения или вопросы, чтобы увидеть, как оно отвечает: напряжением или расслаблением, освобождением или сдерживанием дыхания, мы отмечаем эти и другие сигналы. Клиенты тоже учатся слушать себя таким способом: замечать ощущения и сигналы изнутри, чтобы они передавали информацию сознающему разуму.
Практики также поощряют клиентов давать названия своим ощущениям, вместе подыскивая выражения, зачастую метафорические. Когда клиенты только начинают замечать свои физические ощущения, они часто не решаются говорить. Из своей практики в качестве розен-терапевта я знаю, что, когда клиент говорит: «Это прозвучит глупо...», - возникает новое осознание: они находят слова, которые в точности передают, что человек чувствует. Но неожиданно для себя они используют непривычную лексику. Одна клиентка удивленно сказала про свои ноги: «Там то самое!»
Я даю уроки письма, в основном мемуары, эссе и исцеляющее письмо. В своей книге «Открывая душу. Целительная сила выражения эмоций» Джеймс Пеннебейкер (1997) излагает результаты своего исследования о способности повествовательного письма производить биологические изменения. Оно активно поддерживает иммунную систему, понижает кровяное давление, помогает от бессонницы, облегчает степень тяжести артрита и астмы и т. д. Оно также проясняет мысли, улучшает социальную жизнь и делает людей счастливее. Исследование с участием людей с ПТСР показало, что, когда человек может составить связный рассказ о травматическом событии, которое с ним произошло, и о том, что он чувствует в связи с этим, он продвигается в исцелении. Один автор сказал: «Рассказ о воспоминании влияет на воспоминание» (Маккарди, 2007, с. 34).
«Наука говорит нам, что лучше всего наш мозг соединяет в целое изолированные нейронные сети, когда мы работаем над составлением связного рассказа о своей жизни. Это объясняется тем, что когда мы облекаем чувства в слова, успокаивается миндалевидное тело» (Баденох, 2008, с. 318). Поиск слов для описания пережитого, прочувствование этих слов, когда они рассказывают свои истории, и помощь розен-практика, который через свое прикосновение и присутствие создает контейнер, все это позволяет людям, перенесшим травму, переписать сценарии своей жизни.
Я видела не раз, как люди успокаиваются, дав название своему переживанию. Розен-метод предлагает нечто уникальное в этом отношении: возможность обнаружить, найти подходящие слова. Это потому, что практики внимательны к тому, как слова влияют на диафрагму. Когда говорится правда (честно называется действительный телесный опыт), диафрагма расслабляется. Так комбинированное использование прикосновения, слов и внимания к диафрагме приводят к преобразующему исцелению.
Компоненты розен-метода поддерживают этот процесс. Бережное прикосновение помогает телу расслабиться, создавая для клиента безопасные условия для возвращения в тело и ощущения себя. «Прикосновение… может способствовать росту связанных между собой клеточных путей вдоль спинного мозга для углубления телесного самоосознания» (Фогель, 2009, с. 217). Использование слов в розен-методе дополняет вербальным выражением невербальный опыт, который не был осознан или интегрирован. Это открывает двери к еще более глубокому осознанию и интеграции.
Как слова приводят к интеграции и исцелению
Без интеграции тело, разум и душа – разрозненные кусочки, мозаика, части которой не всегда складываются вместе. Люди, пережившие травму, могут знать одно, а чувствовать другое; вести себя жизнерадостно напоказ, а внутри чувствовать отчаяние и безнадежность. Состоявшиеся профессионалы могут чувствовать себя как испуганные дети. Эти отчаянные чувства и линии поведения существуют параллельно, сами по себе, не принимая друг друга во внимание. Поэтому интеграция ощущается как состояние целостности внутри себя. Целостный человек знает, что он думает, чувствует и ощущает. Даже когда внутри происходят противоречивые процессы\переживания, существует наблюдающий «Я», который может осмыслить текущую ситуацию и действовать во имя собственного благополучия. Интеграция включает в себя способность переносить неопределенность, «пустоту» и таинственность, поскольку именно здесь берет начало творческий процесс. Интеграция создает возможность для доверия к себе.
Много лет назад, когда я была студентом на интенсиве, ведущий провел с нами медитацию, которая включала в себя образ встречи с неким проводником или помощником. Мой проводник появился перед моим мысленным взором на телеэкране: высокая сияющая фигура, излучающая мудрость и любовь. Я начала чувствовать себя хорошо. Вдруг я поняла, что у экрана две половины. Мой красивый проводник был справа; слева происходило нечто другое, и оно все время было там до этого, а я не замечала. В этой части экрана люди выбегали из горящих домов, и падали, убитые выстрелами. Я была в шоке, обнаружив, что это было постоянно у меня в голове. Как я могла не знать? Что случилось, что я вдруг очнулась и увидела это?
Исследования нервной системы помогают понять такие случаи: как не соединенные нейронные сети (например, правая и левая части моего экрана) могут соединиться. «Когда человек травмирован, мы… знаем, что нейронные цепи, содержащие этот опыт, зачастую лишены возможности встроиться и быть интегрированными в остальной мозг, и они ждут, как бомба замедленного действия, спускового крючка и срабатывают позже от напоминаний из внешнего мира» (Баденох, 2008, с. 316). Подобным образом и воспоминания-флешбэки не соединены с автобиографической памятью, и сенсорные и двигательные элементы воспоминания не соединены со связной, выраженной словами историей о себе.
Вред от травмы – не какое-то абстрактное психологическое состояние. Это лобная доля мозга не может контролировать страх из миндалевидного тела; это мозолистое тело черепа недостаточно развито, и из-за этого левое и правое полушария не могут взаимодействовать между собой. У детей, которых игнорировали, «стресс может привести к чрезмерному сокращению нейронных связей между полушариями и нарушить генетически обусловленную миелинизацию этих сигнальных путей, так что им сложно… подбирать слова для чувств или составлять полноценный содержательный рассказ о своих внутренних переживаниях…» (Баденох, 2008, с. 139). Одна сеть не соединяется с другой. Как будто идешь по лесу, и, когда ты чуть не наступил на что-то, что тебя напугало, часть мозга, которая знает, что это палка, не может сообщить об этом другой части мозга, которая напугана до смерти, потому что это «ощущается» как змея.
Получается, интеграция физиологична. Мы видели, как прикосновение и внимание к диафрагме может помочь этому процессу. Также очень важно подбирать правильные слова.